Доклад об итогах работы Министерства иностранных дел ДНР за 2016 год

Министерство иностранных дел Донецкой Народной Республики осуществляет свою деятельность на основе Конституции ДНР, Положения о Министерстве иностранных дел Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31 мая 2016 года №7-20, руководствуясь законами, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики и Совета Министров Донецкой Народной Республики, а также международными договорами Донецкой Народной Республики.

В отчетном году была оптимизирована структура Министерства  иностранных дел, смещены некоторые акценты и изменены приоритеты в деятельности с целью создания максимально эффективно работающего органа исполнительной власти по реализации внешнеполитического курса Донецкой Народной Республики.

В тесной взаимосвязи и соответствии с внутренней политикой, являясь отражением интересов народа Донецкой Народной Республики, выраженных через институты прямой и представительной демократии, внешняя политика Донецкой Народной Республики направлена на создание благоприятных внешних условий для политического, социального и экономического развития, расширения и укрепления международного сотрудничества, модернизации основных сфер деятельности государства.

В 2016 году перед Министерством иностранных дел Донецкой Народной Республики стоял ряд непростых задач:

- в рамках Минского переговорного процесса достижение устойчивого мира между Донецкой Народной Республикой с одной стороны, и Украиной с другой стороны;

- совместно с международным сообществом, через механизмы дипломатии обеспечить поддержание политического диалога по урегулированию конфликта и установление возможных политических перспектив взаимоотношений с Республикой Украина;

- развитие дружественных связей со странами постсоветского пространства и использование различных механизмов для участия в евразийских интеграционных процессах;

- развитие сотрудничества и укрепление взаимовыгодных партнерских отношений в различных сферах с другими иностранными государствами, международными организациями, включая организации системы ООН и мировыми экономическими, финансовыми и гуманитарными институтами и фондами, общественными организациями различных уровней;

- использование инструментов общественной дипломатии для достижения основных целей внешней политики Донецкой Народной Республики;

- создание положительного образа Донецкой Народной Республики на международной арене.

С целью максимально эффективного и единого курса внешнеполитической стратегии и международных отношений Министерством иностранных дел Донецкой Народной Республики разработан проект Концепции внешней политики Донецкой Народной Республики. В случае его согласования проект может быть утвержден Главой ДНР на 2017 год.

1.    Минский процесс

Достижение устойчивого мира дипломатическими методами посредством представительства Республики в политгруппе, обеспечение Минского переговорного процесса, имплементации Комплекса мер являлось фундаментальной задачей, которая решалась Министерством иностранных дел  Донецкой Народной Республики в отчетный период.

Донецкая Народная Республика в качестве международно-признанной стороны  процесса по урегулированию вооруженного конфликта на её территории при посредничестве стран-гарантов: Российской Федерации, Французской Республики, Федеративной Республикой Германии и ОБСЕ, заинтересована и принимает активное участие в установлении мира и стабильности на основе равноправия и взаимоуважения сторон переговорного процесса.

Мы выступаем за строгое и неукоснительное исполнение всех подписанных документов всеми сторонами конфликта (Протокола трехсторонней контактной группы от 05.09.2014, Меморандума об исполнении положений Протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина от 19.09.2014, Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12.02.2015) и делаем все необходимое для имплементации Минских соглашений. Также Донецкая Народная Республика, еще не будучи на сегодняшний день членом Организации Объединенных Наций,  принимает все меры для выполнения Резолюции Совета безопасности ООН 2202 от 17.02.2015 для урегулирования конфликта мирным дипломатическим путем.

Уже сейчас, в ходе Минского процесса, Донецкая Народная Республика зарекомендовала себя как надежный партнер по переговорам, выполняющий свои обязательства.

За отчетный год, с целью содействия прогрессу в переговорном процессе, были представлены украинской стороне несколько редакций законопроектов, а именно: «Об особенностях местных выборов», проект изменений в Конституцию Украины, проект изменений в ст. 10 Закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», «О недопущении преследования лиц-участников событий на Донбассе». Кроме того, дважды была предложена дорожная карта по выполнению Минских соглашений. Но, к сожалению, Киев продолжает саботировать переговорный процесс, чем существенно его усложняет.

2.    Многовекторная общественная дипломатия

Важным направлением внешнеполитической активности Донецкой Народной Республики является многовекторная дипломатия, а также сотрудничество с международными политическими и общественными организациями. По сравнению с 2015 годом, Донецкую Народную Республику посетило вдвое больше делегаций из стран ближнего и дальнего зарубежья. Так при организации Министерства иностранных дел было принято 53 делегации из Российской Федерации, Луганской Народной Республики, Республики Южная Осетия, Республики Абхазия, Германии, Франции, Италии, Греции, Финляндии, Сербии, Чехии.

В 2016 году Министерством иностранных дел были организованы визиты представителей Франции  и Чехии, а также представителей общественно-политической организации «Народное ополчение». Основной целью организации визита являлся сбор фактов военных преступлений Украины против жителей Донбасса для дальнейшего распространения информации среди широкой общественности Франции, Чехии и всей Европы. За время визита делегаты провели ряд встреч с представителями Совета адвокатов ДНР, представителями руководства ДНР и ЛНР, военнопленными.  Также представителям Франции и Чехии был передан пакет документов, подтверждающих преступления ВСУ по отношению к жителям Донбасса.

За отчетный год Министерство иностранных дел ДНР организовало и провело несколько круглых столов. В частности, 27 января 2016 года Министерством иностранных дел ДНР был организован круглый стол на тему «Проблема геноцида в современном мире и его международные последствия (на примере конфликта на Донбассе)», приуроченный к Международному дню памяти жертв Холокоста. В ходе заседания участники обсудили факты подъема неонацизма и ксенофобии в современном мире и прямые последствия подобных проявлений в Украине.

11 мая 2016 года Донецкая Народная Республика отметила вторую годовщину с момента образования. Поздравить и принять участие в праздничных мероприятиях были приглашены гости из Южной Осетии, Абхазии, Луганской Народной Республики, Российской Федерации, Франции, Германии, Италии и Финляндии. Организация визита иностранных гостей и их сопровождение обеспечивались сотрудниками Министерства иностранных дел. Кроме того, сотрудники Министерства осуществляли протокольное обеспечение официальных встреч иностранных делегаций на высшем уровне. За время визита делегаты участвовали в заседании круглого стола «Борьба Донбасса за независимость», организованного Министерством иностранных дел.  Участие иностранных делегаций в данных мероприятиях стало серьезной предпосылкой для дальнейшего укрепления международных связей и развития сотрудничества Донецкой Народной Республики с другими государствами в экономической, культурной, социальной и других сферах.

Ко Дню защиты детей Донецк посетил помощник генерального секретаря ООН по правам человека Иван Шимонович, визит которого также обеспечивался сотрудниками Министерства иностранных дел. Господин Шимонович смог воочию увидеть разрушения, ставшие следствием обстрелов со стороны Украины, а также убедиться в соблюдении прав человека и основных свобод по отношению к лицам, находящимся в местах лишения свободы, посещение которых ему было обеспечено.

В 2016 году значительно вырос интерес мировой общественности к Донецкой Народной Республике. Так, с целью мониторинга процесса праймериз Республику посетили иностранные наблюдатели из Сербии, Финляндии, Германии, Италии, Южной Осетии, Греции, Чехии и др.стран. Комментарии международных наблюдателей, которые присутствовали на всех этапах подготовки и проведения праймериз свидетельствуют о том, что данный процесс соответствовал международным стандартам ОБСЕ по организации и проведению избирательного процесса.

Кроме того, Республику стали активно посещать туристические и журналистские группы, общественные деятели, политики и предприниматели. Все эти визиты являются еще одним свидетельством того, что информационная блокада начинает рушиться, а те иностранные граждане, которые посещали ДНР, распространяют правдивую информацию о событиях в Донбассе среди жителей Европы.

3.    Информационная стратегия

Таким образом, еще одним из ключевых направлений внешней политики Донецкой Народной Республики выступает информационная составляющая. В условиях, когда против Республики помимо военной агрессии осуществляется еще и информационная война, данная сфера приобретает стратегический характер в обеспечении государственной безопасности.

Основными целями информационной политики, осуществляемой Донецкой Народной Республикой являются донесение до международной общественности объективной информации о событиях, происходящих на территории Республики, а также создания позитивного имиджа Донецкой Народной Республики за рубежом. Министерством иностранных дел сейчас ведется работа по созданию книги о Республике, которая будет переведена на несколько иностранных языков с целью дальнейшей передачи зарубежным делегатам, что не только послужит памятным подарком, но и внесет свою лепту в дело прорыва информационной блокады.

Для достижения поставленных целей в январе и апреле 2016 года в нескольких городах  Испании прошла фотовыставка «Донбасс. Горькая правда». Организатором мероприятия выступила испанская благотворительная ассоциация «Благое Дело» при поддержке Министерства иностранных дел Донецкой Народной Республики. В открытии выставки приняли участие представители Посольства Российской Федерации в Испании, представители Россотрудничества в Испании, представители руководства г. Мостолес.

4.    Общественная дипломатия

1 сентября 2016 года состоялось торжественное открытие первого в странах ЕС Представительского центра ДНР, который располагается в г.Острава, Чехия. Центр активно способствует установлению информационных, культурных и экономических связей между ДНР и Чехией, а также выступает связующим звеном для наших граждан, находящихся в Чешской Республике. Уже в следующем месяце планируется проведение резонансных мероприятий по информированию граждан Чехии о событиях, происходящих в Донбассе.

14 декабря 2016 года был открыт второй Представительский центр ДНР в Евросоюзе – в итальянском городе Турин. Это еще один шаг к укреплению позиций Донецкой Народной Республики на международной арене, так как работа данного центра будет являться одним из важнейших элементов взаимодействия нашей молодой Республики и других государств в рамках общественной дипломатии. Кроме того, Представительский центр будет способствовать укреплению информационных, культурных и экономических связей между ДНР и Италией, послужит важным связующим звеном между нашими народами.

На данный момент уже зарегистрирован еще один представительский центр в Финляндии, который будет открыт в ближайшее время. Также ведется работа по открытию представительских центров в других странах Европы. Уже поданы документы на регистрацию и проработан устав таких же центров ДНР.

5.    Координация внешних экономических связей

Благодаря работе представительских центров осенью этого года ДНР посетили ряд потенциальных инвесторов и представителей бизнес-кругов Европы. Направления по взаимодействию варьируются от банковской сферы до агропромышленной. В соответствии с интересами прибывших иностранных представителей были организованы встречи с руководством соответствующих профильных министерств республики и гос предприятий.

16 декабря в университете города Верона (Италия) прошла конференция, в ходе которой обсуждалось дальнейшее сотрудничество с Республиками Донбасса. В мероприятии приняли участие президент ассоциации «Ломбардия Россия», председатель Представительского центра ДНР в Италии, президент ассоциации «Венето Россия», которые поделились своими впечатлениями о поездке в Донбасс и рассмотрели перспективы инвестирования в промышленное производство Республики.  Данное мероприятие – это еще один небольшой шаг по пути к становлению нашей Республики как члена международного сообщества.

Также Министерством иностранных дел практически закончена работа над соглашением о партнерстве и сотрудничестве «Венето-Донбасс», которое будет подписано в первом квартале 2017 года и послужит основой для развития и укрепления отношения в культурной, политической, экономической и предпринимательской сферах.

6.    Международные договоры

Донецкая Народная Республика также стремится к всемерному укреплению и развитию союзнических отношений с братскими народами Республики Южная Осетия, Республики Абхазия, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики.  На данный момент мы работаем в нескольких направлениях. Например, на сегодняшний день разрабатывается международный договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Республикой Южная Осетия, акт взаимного признания с которой произошел два года назад. На данный момент он находится на стадии согласования и доработки.

В отчетном году при содействии Министерства иностранных дел был подписан Меморандум о сотрудничестве в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций между Министерством связи ДНР и Комитетом связи и массовых коммуникаций Республики Южная Осетия, а также состоялось специальное гашение марок, посвященное второй годовщине признания Республикой Южная Осетия Донецкой Народной Республики.

Также ведется работа над сотрудничеством с субъектами Российской Федерации в социальной, культурной, экономической, гуманитарной сферах.

7.    Правовое и законодательное обеспечение деятельности

Министерство иностранных дел сотрудничает с Комитетом Народного Совета по внешней политике и международным связям в вопросе разработки законодательных актов, регулирующих сферу международных отношений Донецкой Народной Республики. Итогом совместной работы стало принятие «Консульского устава Донецкой Народной Республики».

Совместно с Министерством государственной безопасности, Миграционной службой Министерства внутренних дел ДНР, МИД принимает участие в разработке Временного положения «О порядке въезда, выезда, пребывания и продления сроков пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Донецкой Народной Республики». Проект данного положения находится на согласовании и в скором времени будет направлен на утверждение в Совет Министров. Также совместно с Министерством информации и Министерством государственной безопасности, был разработан порядок аккредитации иностранных журналистов, пребывающих на территории ДНР.

Министерство иностранных дел сотрудничает с Верховным судом Донецкой Народной Республики по вопросу признания и исполнения на территории Донецкой Народной Республики решений иностранных судов, а также сотрудничества с представителями Организации Объединенных Наций.

В процессе работы с обращениями граждан наиболее острым вопросом стала проблема легализации документов и признания иностранных документов в Донецкой Народной Республике. В связи с этим Министерством иностранных дел разрабатывается Положение о легализации документов, выданных компетентными органами иностранных государств, для их действия на территории Донецкой Народной Республики. Этот документ позволит заполнить пробелы в законодательстве Республики и закрепит правила признания и использования в Донецкой Народной Республике иностранных документов.

Во исполнении ст. 25 Закона Донецкой Народной Республики «О международных договорах Донецкой Народной Республики» от 29.06.2015 №66-IНС Министерством иностранных дел были разработаны Правила государственной регистрации и государственного учета международных договоров Донецкой Народной Республики.

8.    Гуманитарное направление и международные судебные инстанции

Согласно распоряжению Главы Донецкой Народной Республики №78 (от 30 мая 2016 года) была создана Специальная комиссия по фиксации и сбору доказательств военных преступлений украинской власти на Донбассе. Основная задача Спецкомиссии - выявление и документирование фактов, обстоятельств совершения преступлений против человечности и военных преступлений государством Украина на территории Донецкой Народной Республики, и причиненного данными преступлениями ущерба. В процессе работы все материалы оформляются в надлежащий вид, систематизируются и вносятся в единый реестр.

Также одним  из направлений работы Спецкомиссии является разработка стратегии в направлении информирования мировой общественности о детальной картине военных преступлений, преступлений против человечности и других социальных беззаконий украинской власти. 

Все эти факты также будут весомыми аргументами и на Минских переговорах в работе минимум двух групп - по безопасности и гуманитарной. Это прямые доказательства несоблюдения перемирия и неоспоримые факты нарушения прав человека на Украине: задержания, пытки и избиения наших единомышленников и наших военных сотрудниками СБУ и радикальными группировками. Если учитывать, что военные преступления и преступления против человечности не подлежат амнистии и не имеют срока давности, то фиксация подобных преступлений также окажет воздействие на работу политгруппы в Минске по разработке и согласованию закона об амнистии.

В ходе работы Спец.комиссией были разработаны направления взаимодействия с юридическими и физическими лицами, в том числе с общественной комиссией и республиканскими органами исполнительной власти и утверждена форма единого реестра базы данных по фиксации правонарушений со стороны Украины, что значительно облегчило систематизацию всех преступлений против народа Донбасса.

Специальной комиссией сформировано уже 1084 дела (по материалам за период с июня 2014 года по ноябрь 2016  года), из них по направлениям:

- гражданские лица (погибшие) - 345;

- гражданские лица (раненные)  - 677;

- дети погибшие – 13;

- дети раненные – 43;

- пленные и незаконно удерживаемые лица (гражданские) – 4;

- пленные и незаконно удерживаемые лица (военные заключенные) - 1;

- пленные и незаконно удерживаемые лица (политические) - 1.

На сегодняшний день Министерство иностранных дел ведет активную работу с жителями Донецкой Народной Республики, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Осуществляется личный прием, юридическое консультирование в телефонном режиме и посредством электронной почты. За 2016 год представители МИД ДНР ответили на 96 письменных и 387 устных обращения жителей Донбасса, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Основная часть поступающих обращений касается вопросов въезда/выезда, получения паспорта гражданина Донецкой Народной Республики, использования документов, выданных компетентными органами Донецкой Народной Республики в Российской Федерации.

Министерство иностранных дел будет прикладывать все усилия для того, чтобы мы состоялись в качестве полноправных членов мирового сообщества. Мы открыты к диалогу с каждым государством, организацией или иным субъектом международных отношений, которые уважают и соблюдают принципы международного права, в частности право народов на самоопределение.

Министерство иностранных дел будет и дальше вести работу, направленную на распространение информации о происходящем в Донбассе среди мировой общественности. Мы планируем привлекать международных экспертов, правозащитников, европейских политиков для объективной правовой оценки действиям украинских властей на международном уровне. Ведь в современных условиях–в условиях трансформации политической системы мира, глобализации, активизации гражданских объединений, стремительного развития информационных и коммуникационных технологий  - именно публичная или общественная дипломатия является ключевым элементом новой парадигмы международных отношений. Только общими усилиями мы все сможем создать благоприятные внешние и внутренние условия для политического, социального и экономического развития нашего государства, а также для гуманизации и гармонизации отношений на мировой арене.

В рамках исполнения основных задач и реализации единого курса внешней политики Министерством иностранных дел на 2017 год запланирован цикл мероприятий по всем обозначенным направлениям – обеспечение Минского переговорного процесса и установление политических перспектив взаимоотношений с Украиной мирным путем, разработка и реализация механизмов по признанию Донецкой Народной Республики полноценным субъектом международных отношений, координации внешнеэкономических связей, продолжение работы в направлении многовекторной общественной дипломатии, реализация информационной внешнеполитической стратегии и, конечно, деятельность по дальнейшей законодательной и правовой регламентации международных отношений ДНР.

Я благодарю депутатский корпус, особенно профильный комитет, за плодотворную совместную работу в 2016 году. Надеюсь, что и в дальнейшем мы продолжим сотрудничество в сфере законотворческой деятельности. У нас впереди еще много работы на пути совершенствования законодательной базы в области нормативного правового регулирования международных отношений Донецкой Народной Республики.