Министерство Иностранных Дел
Донецкой Народной Республики

Интервью главы МИД ДНР Натальи Никоноровой информационно-аналитическому изданию фонда исторической перспективы "Столетие"

24 декабря 2019
article image

– Каковы итоги, на ваш взгляд, встречи в «Нормандском формате»? Как будет развиваться ситуация после саммита, прошедшего 9 декабря в Париже?

– Главным результатом встречи лидеров стран «Нормандской четверки» считаем тот факт, что новый президент Украины, как бы он ни пытался переиначить смысл Минских договоренностей до саммита в Париже, официально подтвердил свои обязательства по данным соглашениям именно в том виде, в котором они были подписаны и одобрены странами-гарантами и Советом Безопасности ООН.

Также хотелось бы подчеркнуть тот факт, что «Нормандская четверка» единогласно озвучила необходимость прекращения огня, однако господин Зеленский «пока не знает, как этого добиться», что вызывает сомнения в его компетенции и наличии политической воли как главы государства и главнокомандующего. Также по вине украинской стороны не удалось согласовать разведение по всей линии соприкосновения, хотя именно такое решение было согласовано предварительно советниками глав-стран «Нормандской четверки».

При этом были достигнуты и однозначно положительные решения. Так, благодаря заявлению президента России Владимира Путина в итоговом коммюнике были закреплены такие важнейшие векторы для дальнейшей работы в Минском формате, как обмен удерживаемыми лицами по формуле «всех установленных на всех установленных», определение следующих трех пилотных участков для осуществления разведения сил и средств, начало работы по открытию новых пунктов пропуска через линию соприкосновения.

Также крайне важным моментом является то, что украинский президент подтвердил обязательства государства по согласованию с нами всех правовых аспектов придания особому статуса постоянного характера. Речь идет не только о тщательной проработке текста данного закона и внесения в него поправок с учетом имплементации формулы Штайнмайера, но и о согласовании с нами каждого вытекающего подзаконного нормативно-правового акта по каждому направлению, а также закреплении особого статуса в конституции Украины.

Мы рассчитываем, что украинское руководство наконец-то осознает безальтернативность и неизбежность выполнения взятых на себя обязательств по Минским соглашениям и приступит к конструктивным действиям по их реализации в согласовании с представителями Республик. Но пока мы видим только незначительную смену риторики, а по факту Киев продолжает политику Порошенко в отношении Донбасса.

 

– Как вы считаете, когда можно ожидать окончательного урегулирования конфликта в Донбассе и возможно ли оно в принципе? И если мир будет достигнут в рамках Минских соглашений – сохранятся ли те условия, которые народ Донбасса еще в 2014 году выдвигал Киеву?

– Путь к окончательному и всеобъемлющему мирному урегулированию конфликта изложен в Минских соглашениях. Соответственно, прочный мир в Донбассе может наступить после того, как данные договоренности будут выполнены. Однако, в этом и состоит главная сложность – представители Республики со своей стороны в полной мере выполняют свои обязательства по документам Минского пакета. Мы доказали, что являемся надежными партнерами по переговорам. В то же время украинская сторона откровенно саботирует Комплекс мер, пытаясь лишь создать иллюзию приверженности достигнутым в Минске договоренностям. Данная ситуация поменяется лишь тогда, когда в Киеве возникнет политическая воля выполнить все свои обязательства по Минским соглашениям.

Относительно вашего вопроса о том, не предаст ли народ Донбасса те идеи, ради которых выходил на протесты против незаконного государственного переворота в Киеве, ответ однозначный – мы никогда не предадим наше стремление быть услышанными, жить свободной жизнью в правовом, социально-ориентированном государстве. Вот уже более пяти лет, пока Украина, изворачиваясь в поиске уловок, всячески саботирует мирное урегулирование конфликта, Республики не стоят на месте. Мы восстанавливаемся, развиваемся, мы уже состоявшееся государство, научившееся жить в условиях блокады с Украиной. При этом мы четко следуем тому выбору, который народ Донбасса сделал в 2014 году. У нас с Российской Федерацией одна дорога и мы будем идти по ней вне зависимости от мнения Киева по этому поводу.Кстати, отмечу, что Минские договоренности не исключают интеграционных процессов, а наоборот поощряют трансграничное сотрудничество, к которому относится экономическое, социокультурное, научно-образовательное, спортивное, бытовое и другое взаимодействие с Россией.

 

– Говорят о том, что Киев хочет осуществить реинтеграцию Донбасса в Украину. Так ли это?

– За пять с лишним лет представители Украины заявляли о стольких планах реинтеграции Донбасса, что нам уже крайне сложно воспринимать их всерьез. Единственный одобренный нами и международным сообществом план – это Минские соглашения. А они предусматривают поиск и согласование между Киевом и Донбассом условий нашего сосуществования, прежде всего на договорной основе. Однако, прежде чем говорить о таком сосуществовании, украинское государство и общество должно радикально измениться, избавившись от коренных противоречий, породивших наш конфликт. Кроме того, реализация Минских соглашений, в случае, если они будут выполнены в полном объеме и двумя сторонами конфликта, дает нам возможность легализовать статус Донбасса как территории, где живут на своих условиях и по своим законам.

С другой стороны, о какой реинтеграции может идти речь, если украинские власти систематически наполняют медиапространство провокационными высказываниями и всяческими планами «о роспуске ДНР и ЛНР», об аресте и принудительной депортации несогласных с политикой Киева жителей Донбассав западную часть Украины для «перевоспитания» и прочими абсурдными заявлениями.Украинским властям прежде всего необходимо изменить свой подход с заинтересованности исключительно в наших территориях на заботу о жизни и благополучии жителей. В том маловероятном случае, если такое изменение в мыслях украинских чиновников все же произойдет, то им нужно срочно браться за выполнение обязательств по Минским договоренностям, а не разводить пустую демагогию, которая несет с собой только еще большее отдаление Донбасса от Украины.

 

– Принят закон о границе ДНР. Что он означает, где эти границы будут пролегать?

– Принятие данного закона давно назрело, поскольку мы не забыли о сотнях тысяч наших сограждан, проживающих на территории, временно подконтрольной Украине. В данном законе отражена граница Республики, соответствующая Конституции ДНР – по территории Донецкой области на период до 2014 года. Это соответствует волеизъявлению народа Донбасса, подтвердившем на референдуме 11 мая 2014 свой суверенитет именно в таких границах. Хочу добавить, что положения закона о границе являются результатом планомерной законотворческой деятельности Республики.