Министерство Иностранных Дел
Донецкой Народной Республики

Украинский президент возводит новые преграды на пути мирного урегулирования - Наталья Никонорова

04 июня 2021
article image

2 июня Владимир Зеленский ввел в действие решение СНБО о якобы «активизации мирного урегулирования в Донбассе». Этим решением Кабмину в том числе поручается в двухмесячный срок подготовить законопроекты о внедрении на территории Донбасса некоего правосудия переходного периода и внести их на рассмотрение Верховной Рады.

Однако, при более детальном рассмотрении, становится совершенно очевидно, что ни о какой активизации мирного урегулирования в этой инициативе украинского президента речи не идет. Пока неизвестно конкретное содержание разрабатываемых актов, но на основании тех проектов, которые были опубликованы в феврале этого года, никаких позитивных ожиданий у нас нет.

Прежде всего, в Минских договоренностях в принципе нет ни одного упоминания о «переходном правосудии». Тем не менее, украинские власти вот уже много лет активно лоббируют именно такое словосочетание, при этом игнорируя ту законопроектную деятельность, которую согласно Комплекса мер им необходимо осуществлять. Во-вторых, опубликованный в ряде СМИ законопроект «О государственной политике переходного периода» напрямую противоречит Комплексу мер и содержит откровенно провокационные формулировки, а также идущие вразрез с сутью мирного плана попытки исключить представителей Республик из переговорного процесса. Это в очередной раз демонстрирует отсутствие у авторов данной бумаги понимания истоков конфликта и закрепленного в Минских соглашениях главного способа его решения, который, не устаем напоминать Киеву, заключается как раз в прямом диалоге с нами по каждому без исключения аспекту урегулирования.

В-третьих, в предложенной Украиной концепции «переходного правосудия» игнорируется предоставление Донбассу особого статуса – этот ключевой термин не употребляется ни разу. Зато вместо него вводится понятие «особого правового режима», но не расшифровывается, что этот термин означает. Это наводит только на самые негативные предположения, памятуя о разрабатываемом украинским Кабмином законопроекте об интернировании, предусматривающем создание концентрационных лагерей.

Кроме того, проект содержит ряд норм, направленных на ограничение законных прав и свобод наших граждан. Вводятся дискриминационные меры по национальному и языковому признаку, ограничивается право на пересечение линии соприкосновения, закрепляется возможность люстрации в отношении жителей Республик, сохраняется и даже усугубляется действие экономической блокады, а также ряда других ограничений гражданских и политических прав.

Даже если малая толика из вышеуказанных пунктов перейдет в финальную редакцию законопроекта о переходном правосудии, этого будет достаточно, чтобы однозначно заявить: данным актом Украина напрямую нарушает не только Комплекс мер, но и основополагающие документы международного права, такие как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщая декларация прав человека, Декларация ООН о правах коренных народов и другие. 

Киев и без того создал достаточно преград для реализации мирного плана урегулирования конфликта в Донбассе, но подобными законодательными инициативами украинские власти без всякого стеснения расписываются в абсолютном безразличии к судьбе Минского процесса и зависящего от него долгосрочного и стабильного мира в Донбассе.